Москва, Большая Ордынка, 31/12, строение 1
На карте На карте

| 10 ноября 2019

Это здание краеведы называют усадьбой Сысолиных-Голофтеевых, по фамилии купцов, владевших участком в XIX веке. После 1917 года дом перешел в собственность Всероссийского текстильного комбината. Приспособил старинную усадьбу под многоквартирный дом архитектор Лео Серк. Старинные постройки были объединены третьим этажом, арку в месте проезда на задний двор застроили. Сейчас в этом здании располагается банк.

Согласно базам «Мемориала», по крайней мере пять жильцов этого дома были расстреляны в годы Большого террора. Двоим из них мы установили мемориальные таблички в ноябре 2017 года. Обе заявки подали родственники репрессированных. Заявку на установку третьей таблички, которую мы установили сегодня, подала Анна Кривошеева. Она же написала текст о Капцове, который мы, с добавлением некоторых данных из архивных источников, приводим ниже.


Михаил Александрович Капцов родился в 1888 году в Москве в семье потомственных купцов и текстильщиков, был младшим из трех сыновей. Его отец Александр Сергеевич был купцом 1-й гильдии, а затем почетным гражданином, гласным Московской Городской Думы. У него был магазин тканей в Ветошном ряду Старого Гостиного двора. Мать Анна Михайловна происходила из рода Залогиных, известных купцов, владельцев текстильных фабрик в Богородском уезде (ныне – Ногинск).

Семья Капцовых жила в усадьбе на Воронцовом Поле, 12 и была известна своей благотворительностью. Дед Михаила, Сергей Алексеевич Капцов, учредил стипендии гимназистам, на его средства была построена трапезная и реконструирована колокольня церкви Покрова на Воронцовом Поле. В этой церкви был крещен Михаил и его братья. На деньги, завещанные Сергеем Алексеевичем, после его смерти в 1892 году по решению Думы в Леонтьевском переулке была построена мужская гимназия, а после смерти его супруги, Ксении Васильевны, в 1896 году рядом возвели задание женского училища. Вплоть до 1917 года Капцовы были попечителями этих учебных заведений. Ныне оба здания занимает гимназия № 1520 им. Капцовых (на официальной странице гимназии есть раздел, посвященный Капцовым, в котором содержится информация и о репрессиях).

Родители: Александр Сергеевич и
Анна Михайловна

После ранней смерти Александра Сергеевича в 1897 году его супруга взяла на себя управление торговым предприятием и даже расширила его – в 1901 году она купила шелкоткацкую фабрику в деревне Фрязино, перестроила и модернизировала ее. И, конечно же, она продолжила заниматься благотворительностью: по завещанию мужа, она пожертвовала средства на строительство женского корпуса новой психиатрической больницы (ныне – Психиатрическая клиническая больница № 1 имени Н.А. Алексеева). Здание сохранилось до наших дней.

Начальное образование Михаил получил на дому, затем, согласно семейной традиции, он поступил во II Московскую гимназию и закончил ее в 1906 году. Затем, также по стопам своих старших братьев, он поступил в Гейдельбергский университет на медицинский факультет. Однако после первых семестров Михаил решил перевестись на естественнонаучный факультет и выбрал своей специализацией химию. По окончании университета в 1912 году Михаил получил звание «доктор химии» и вернулся в Россию.

М. Капцов за рулем своего автомобиля, ок.1913 г.

Во время учебы и, возможно, под влиянием старшего брата Сергея, Михаил увлекся автомобилями, стал членом «Императорского Российского автомобильного общества». Он участвовал в гонках и пробегах, сначала на La Buire брата, затем на собственных автомобилях, часто появлялся на страницах журнала «Автомобилист». В 1912 г. Михаил стал представителем OPEL в России. Вначале адресом компании значился семейный особняк на Воронцовом Поле, а 21 ноября 1913 года по адресу Большая Дмитровка, 26 состоялось торжественное открытие салона OPEL. На открытии присутствовал весь свет московского автомобильного общества. Сейчас на этом месте стоит здание Совета Федерации.

Михаил Капцов на фронте

С началом войны Михаил предложил создать летучие отряды автомобилистов-добровольцев для помощи раненым, а в сентябре вошел в Комитет Красного Креста по перевозке раненых и передал несколько машин первому отряду, в ноябре отправившемуся на фронт.  Он участвовал в организации лазарета, как и мать, жертвовал значительные суммы на его обустройство. В 1915 году, после продажи всех машин, Михаил сдал салон и мастерские в аренду Земгору (структуре по снабжению армии и распределению оборонных заказов), а сам работал там на должности управляющего мастерскими. Поскольку оба брата были на фронте, Михаил занимался торговым делом и руководил фабрикой в деревне Фрязино. В 1915 году он создал торговый дом «Братья Капцовы» и стал его директором-распорядителем. Позже и он тоже отправился на фронт, где служил в автомобильном отряде.

После революции и окончания Гражданской войны Михаил Александрович продолжил управлять фабриками даже после национализации. В апреле 1921 года его арестовали в первый раз – по подозрению в «укрывательстве ценностей и спекуляции». Речь шла о подозрениях в сокрытии автомобиля. Следствие тогда ничем не закончилось: в июле Капцова отпустили на свободу, а дело закрыли.

Михаил Александрович вернулся в Москву и в октябре поступил на работу в штат ВСНХ, в Сырьевое управление Всесоюзного текстильного синдиката (ВТС). Тогда же он получил квартиру в ведомственном доме на Большой Ордынке, 31. С мая 1922 по октябрь 1923 года Капцов – член правления синдиката, осенью 1922 года он сопровождал председателя ВТС В.П. Ногина в зарубежной поездке. После смерти Ногина в 1924 году карьера Капцова идет на спад: он вышел из правления синдиката и стал заведующим хлопковым отделом ВТС, в 1928 году – его заместителем, а в августе 1930 года просто консультантом по хлопку. А вскоре последовал и второй арест – на этот раз по одному из т.н. «отраслевых» дел «Промпартии».

Кадр из документального фильма «13 дней»: обвиняемые 
на процессе по делу «Промпартии»

Дело «Промпартии» - одно из первых громких судебных процессов 1930-х годов, которое, как стало известно много позже, было целиком основано на сфабрикованных доказательствах. По этому делу была арестована группа представителей технической интеллигенции, которые были обвинены в создании антисоветской подпольной организации под названием «Промышленная партия» (или «Союз инженерных организаций», «Совет Союза инженерных организаций»). По версии ОГПУ, эта «контрреволюционная организация» якобы объединяла «в единую организацию все отдельные вредительские организации по различным отраслям промышленности» и действовала «не только по указаниям международных организаций бывших русских и иностранных капиталистов, но и в связи и по прямым указаниям правящих сфер и генерального штаба Франции по подготовке вооруженного вмешательства и вооруженного свержения советской власти» (цитата взята из стенограммы судебного процесса). 

Всего по делам, связанным с делом «Промпартии», было арестовано более двух тысяч человек. В частности, по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии» был осужден экономист Николай Дмитриевич Кондратьев.

Первые аресты по «Делу Промпартии» прошли весной и летом 1930 года. Так, 8 июля был арестован коллега и сосед по дому на Большой Ордынке Сергей Арсеньевич Морозов, также член правления ВТС (табличку ему «Последний адрес» установил в ноябре 2017 года).

10 ноября Капцова уволили (в тот же день было вынесено обвинительное заключение по делу «Промпартии»). Как он сам писал в пятистраничной автобиографии, предшествовавшей допросу, «был вычищен по первой категории». 14 ноября его арестовали, в квартире провели обыск и изъяли «разную переписку и царские купюры».

Единственный допрос Капцова состоялся 21 ноября и ограничился одним вопросом, который задал следователь, старший уполномоченный 2-го отдела ЭКУ ОГПУ А. Наседкин: «Состояли ли вы членом контрреволюционной вредительской организации в текстильной промышленности?» Последовал ответ: «Не состоял». Капцову не было предъявлено никаких конкретных обвинений, никаких конкретных «доказательств» его вредительской деятельности, никаких «свидетельств» против него других фигурантов дела «Промпартии». Единственное упоминание имени Капцова можно найти в показаниях, данных во время открытого процесса по делу «Промпартии» одним из главных обвиняемых профессором, заведующим технико-экономическим управлением ВТС А.А. Федотовым. На вопрос представителя защиты М.А. Оцепа о том, «кто персонально руководил или возглавлял вредительство в области хлопка», Федотов среди других имен назвал Капцова: «Хлопковый отдел текстильного синдиката. Этим отделом заведывал тов. Капцов, который являлся членом организации». Но открытый процесс проходил в Доме Союзов уже после того, как арестовали и допросили Капцова – с 25 ноября по 7 декабря 1931 года.

В отличие от многих арестованных по делу «Промпартии», Капцов не признал себя виновным и не стал оговаривать других.

20 апреля 1931 года решением Судебной Коллегии ОГПУ Михаил Александрович Капцов был приговорен к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 24 апреля. Смертный приговор Морозову не был приведен в исполнение – его заменили на 10-летний срок заключения в лагерь, что не спасло его: Сергей Арсеньевич Морозов умер 27 марта 1932 года в Сиблаге.

Михаил Александрович Капцов был реабилитирован лишь в 2002 году.

От первого брака у Капцова осталась дочь Лия, родившаяся в 1909 году в Гейдельберге, когда он учился в университете. Во втором браке с Верой Ивановной Александровой, дочерью известного врача-гинеколога Ивана Николаевича Александрова и Юлии Васильевны Залогиной, дальней родственницы Капцова, детей не было.

Михаил Александрович – не единственная жертва политических репрессий в семье Капцовых. Его старший брат Сергей был арестован в 1927 году по «делу о сборе денежных средств для контрреволюционной организации «Белый крест», оказывавшей помощь политзаключенным». 14 апреля 1928 года он был приговорен к расстрелу, но приговор позже был заменен на 10 лет лишения свободы. Он скончался в ссылке в 1932 году (по другим данным, был освобожден досрочно и скончался в Москве от тифа). В 2006 году Сергей Капцов был реабилитирован по ходатайству гимназии, носящей имя семьи Капцовых.*

Архивные фотографии


* Часть фотографий взята с сайтов: https://www.svrt.ru/, http://www.okipr.ru/, https://www.kommersant.ru/

Церемония установки памятного знака "Последнего адреса": фото, видео 1, видео 2

Фото: Оксана Матиевская


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.