Москва, 2-й Хвостов переулок, 10
На карте На карте

| 27 февраля 2022

Хвостовы переулки, 1-й и 2-й, расположенные в районе Якиманки, получили свое название по имени боярина Алексея Петровича Хвоста, который владел этой землей в XIV веке. Долгое время они назывались 1-й и 2-й Петропавловский в честь церкви Петра и Павла, которая находилась на Большой Якиманке, но в 1930-е годы была разрушена. В 1922 году переулки получили название Хвостовы.

В пятиэтажном доме № 10 по 2-му Хвостову переулку, построенном в 1933 году по индивидуальному проекту, по данным «Мемориала», было репрессировано как минимум четыре человека.

В январе 2021 года мы установили памятный знак одному из них – Дмитрию Федоровичу Кочеткову. Сегодня здесь появилась еще одна табличка «Последнего адреса».

Хацкель Меерович Богин родился в 1901 году в Минске, получил среднее образование, примкнул к большевикам и до 1935 года состоял в ВКП(б). В 1935 году, в разгар развернувшихся после убийства Кирова повсеместных чисток, когда Богин жил уже в Москве, его из партии исключили. По мнению родственников, Хацкеля (Хайкеля, как его называли в семье) могли признать «неблагонадежным» из-за того, что его двоюродный брат, Иосиф Богин, жил в то время в буржуазной Литве и Хацкель поддерживал с ним связь. Иосиф был просоветски настроен и во время советско-польской войны 1919-1921 годов участвовал в антипольском сопротивлении. Почти всю его семью в результате интернировали, но Иосиф успел бежать в Литву и остался там после ухода поляков.

29 сентября 1938 года Хацкеля Богина арестовали. В это время он работал помощником начальника Главного управления золотоплатиновой промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР. Его обвинили в «участии в контрреволюционной террористической организации». После двух прошедших в Москве с разницей в пять месяцев показательных процессов (Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра в августе 1936 года и Параллельного антисоветского троцкистского центра в январе 1937 года) вымышленные «контрреволюционные» — террористические, шпионские, диверсионные и пр. — дела возникали по всей стране. Для них была разработана своя, вполне стандартная, процедура, и обвинения тоже были стандартными.

2 марта 1939 года Военный трибунал Московского военного округа вынес Богину приговор: расстрел. Но приговор был приведен в исполнение лишь через два месяца – 8 мая 1939 года. Ему было 38 лет.

У Хацкеля Мееровича остались жена Вера и сын Владимир. Но об их дальнейшей судьбе нам ничего не известно.

Хацкель Меерович Богин был реабилитирован в 1957 году.

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.