Москва, Потаповский переулок, 9-11/7
На карте На карте

| 05 июня 2022

По адресу Потаповский переулок, 9-11/7 (угол Потаповского переулка и улицы Покровка) в 1928-1929 годах для кооператива «Военный строитель» был построен комплекс жилых зданий в стиле конструктивизма (архитекторы К.В. Аполлонов, Н. Якобсон и инженер Д. Бер). Часть корпусов этого комплекса выходит на Чистопрудный бульвар.

В 1930-х годах в комплексе жили многие семьи военных, размещалась редакция газеты «Красная Звезда».

В годы Большого террора десятки жителей кооператива «Военный строитель» были репрессированы и расстреляны или получили длительные лагерные сроки. В базе «Мемориала» только расстрелянных насчитывается более 70 человек, из них 23 человека жили в корпусе, расположенном на углу Покровки и Потаповского переулка.

Еще летом 2015 года «Последний адрес» получил заявку от внука одного из репрессированных на установку памятного знака Кириллу Ивановичу Янсону. Затем нам поступило еще несколько заявок на этот дом. И вот наконец осенью 2020 года, после переговоров с жильцами дома, нам удалось получить разрешение на установку четырех мемориальных табличек. При этом несколько жильцов, вдохновившись идеей проекта «Последний адрес», решили подать заявки и на остальных репрессированных.

В середине февраля 2021 года здесь появились первые девять табличек. В середине апреля 2021 года мы установили еще восемь памятных знаков, к которым в конце апреля 2021 года добавились четыре таблички. Сегодня здесь появился еще один памятный знак.

Эрнест Фрицевич (Францевич) Аппога родился в 1898 году в Либаве Курляндской губернии (ныне – Лиепая, Латвия) в семье рабочего-металлиста, большевика, активного участника революции 1905-1907 годов. Трудовую карьеру Эрнест начал учеником токаря в Либаве, параллельно учился на вечерних технических курсах. После начала Первой мировой войны семья перебралась в Петроград, где Эрнест работал токарем на заводе «Людвиг Нобель». Летом 1916 года Эрнест вместе с отцом и старшим братом Фрицем оказался в городе Лысьве (Пермская губерния), где устроился токарем и шлифовальщиком на местном металлургическом заводе, параллельно активно участвовал в работе местной ячейки большевиков. В РСДРП(б) он вступил в марте 1917 года.

После Октябрьской революции Эрнест записался в Красную Армию и участвовал в установлении советской власти в Соликамске и Чердыни. В декабре 1918 года его отец был расстрелян белогвардейцами, а братья возглавили уездный военно-революционный комитет Чердынского края.

В Гражданскую войну Эрнест Аппога сражался в рядах Красной Армии против войск адмирала Колчака и генерала Деникина. Так началась военная карьера Эрнеста Фрицевича. Он последовательно занимал должности комиссара штаба Уральского военного округа, военкома 38-й стрелковой дивизии, начальника отдела штаба 9-й Кубанской армии, начальника штаба 10-й армии.

После Гражданской войны он служил помощником начальника штаба Северо-Кавказского военного округа, которым тогда руководил Климент Ворошилов, затем – начальником штаба 37-й Новочеркасской стрелковой дивизии и помощником командира 9-й Донской стрелковой дивизии. Затем его направили в Москву на учебу.

В 1924 году он окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА и какое-то время работал в штабе Московского военного округа. В 1925-1927 годах – вновь учеба. На этот раз на основном факультете Военной академии имени М. В. Фрунзе, окончив который, он поступил в распоряжение Главного управления РККА.

В конце 1927 года Аппога вместе с тогдашним командующим Северо-кавказским военным округом И.П. Уборевичем и начальником Военной академии им. Фрунзе Р.П. Эйдеманом выехал на учебу в Германию. Аппога пробыл в Германии 3,5 месяца. «Уборевич, Эйдеман и Аппога слушали лекции, решали вместе с немецкими слушателями военные задачи, посещали казармы, знакомились с зимним обучением во всех частях войск, видели и испытывали все технические достижения, применявшиеся в райхсвере, знакомились с организацией управления армией и ее снабжения. 17 декабря 1927 г. все трое нанесли визит вежливости Зекту в знак признания его роли в налаживании советско-германских, в том числе военных, отношений, - пишет в своей книге «Совершенно секретно. Альянс Москва – Берлин, 1920-1033 гг.»  дипломат историк С.А. Горлов. - Результаты командировки Эйдемана и Аппога, вернувшихся из Германии в конце марта 1928 г., обсуждались на совещании РВС СССР под председательством С.С. Каменева в апреле 1928 г. Было решено использовать немецкий опыт в организации учебы комполитсостава РККА и штатно-организационной структуры частей и подразделений». В 1928 году Аппога был нагрежден орденом Красного Знамени.

В 1930 году Эрнест Фрицевич возглавил 3-е управление Штаба РККА и управление военными сообщениями РККА. Параллельно он исполнял обязанности начальника кафедры военных сообщений Военно-транспортной академии РККА. Позже он был введен в состав Военного совета при наркоме обороны СССР. В 1936 году он получил второй орден - Красной Звезды.

В 1932 г. по предложению начальника военных сообщений РККА комкора Э. Ф. Аппога постановлением СТО в Москве была создана Военно-транспортная академия. Академия в своем составе имела факультеты, готовящие военных специалистов по всем видам транспорта, кроме воздушного. Созданием Военно-транспортной академии вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров был решен коренным образом. В апреле 1938 г. Военно-транспортная академия была передислоцирована в Ленинград.

С весны 1937 года, когда состоялся февральско-мартовский пленум ЦК ВКП(б), в стране был дан старт всеобщей кампании «борьбы с вредительством». Уже в середине марта тогдашний народный комиссар обороны Климент Ворошилов созвал актив командного и начальствующего состава Наркомата обороны с участием членов политбюро и правительства, на котором заявил: «Я повторяю, у нас арестовано полтора-два десятка пока что, но это не значит, товарищи, что мы с вами очищены от врагов, нет, никак не значит. Это говорит только за то, что мы еще по-настоящему не встряхнули, не просмотрели наших кадров, наших людей. Это нужно будет обязательно сделать, нужно очиститься полностью» (цитируется по книге «Маршалы Сталина», автор Ю.В. Рубцов). В конце марта Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, в котором, в частности, говорилось: «Предложить НКО (Наркомат обороны. – прим. ред.) уволить из рядов РККА всех лиц командно-начальствующего состава, исключенных из ВКП(б) по политическим мотивам».

С середины весны 1937 года начались повальные аресты среди командного состава РККА. В мае «очередь» дошла и до Эрнеста Фрицевича.

На допросе 19 мая 1937 года заместитель командующего МВО Б.М. Фельдман упоминает Эрнеста Аппогу в числе других участников «антисоветской троцкистско-зиновьевской организации», сообщая следователю, что якобы завербовал его в 1934 году. Через четыре дня, 23 мая 1937 года, Эрнеста Фрицевича арестовали. Через три дня его уволили из рядов РККА.

На допросе 1 июня 1937 года Тухачевский показал: «В дальнейшем Аппога получил задачу проводить вредительство в ж. д. войсках, срывать строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог военного значения, готовить на время войны диверсионные группы для подрыва мостов и, наконец, сообщить германскому и японскому генеральным штабам данные о железнодорожных перевозках на Дальний Восток и к западным границам. В 1933 году, во время посещения мною железнодорожного полигона в Гороховце, Аппога сказал мне, что данные о наших перевозках по железным дорогам германскому и японскому генеральным штабам им, совместно с работниками НКПС, сообщены. Какими путями были переданы данные и кто из работников НКПС принимал в этом участие, Аппога мне не говорил, а я не спросил».

11 июня 1937 года восемь высших военных чинов – маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский, командармы 1-го ранга И.П. Уборевич и И.Э. Якир, командарм 2-го ранга А.И. Корк, комкоры В.М. Примаков, В.К. Путна, Б.М. Фельдман, Р.П. Эйдеман – были приговорены к высшей мере наказания по обвинению в «участии в военном заговоре» и расстреляны в ночь на 12 июня.

Аппогу продержали в тюрьме полгода. Расстрельный приговор Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла ему 26 ноября 1937 года, обвинив в «участии в военном заговоре». Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 39 лет.

Эрнест Фрицевич Аппога был реабилитирован в 1956 году.

При подготовке материала были использованы сведения с сайта «Расстрелянное поколение. 1937-й годы и другие».

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото


Фото: Мария Олендская


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о сорока четырех репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.