Москва, Страстной бульвар, 8/23
На карте На карте

| 25 августа 2019

Угловой дом № 8/23 по Страстному бульвару был построен архитектором Романом Клейном в 1888 году для князей Ливен, которые владели этим доходным домом. После 1917 года он был надстроен, тем самым было утрачено первоначальное завершение здания - купола, фронтоны и шпили сложного силуэта. В 1914 году здесь открылся кинотеатр «Фурор», а после революции дом стал центром латышской культуры: здесь в течение 20 лет существовали Латышский клуб, библиотека и театр «Скатувэ». В конце 1937 года, в наступившей атмосфере шпиономании, все национальные клубы были закрыты.

Согласно базам «Мемориала», в этом доме в 1930-х годах проживало три человека, ставших жертвами политических репрессий. В феврале 2017 года на этом доме мы установили первую табличку с именем Сергея Сергеевича Динамова, в декабре 2018 года – памятный знак летчику, участнику Гражданской войны в Испании, Герою Советского Союза Эрнсту Генриховичу Шахту, расстрелянному 23 февраля 1942 года по обвинению в «шпионаже в пользу Германии», «передаче немцам шпионских сведений о советском самолетостроении» и «участии в антисоветском военном заговоре».
Сегодня здесь появилась третья мемориальная табличка – жене Шахта Маргарите Фишер (Эмме Шахт). Заявку на установку памятного знака подала внучка Лина Анатольевна Миловская. Она же написала текст о своей бабушке, который мы публикуем ниже.


Эмма и Эрнст Шахт

Эмма Шахт (урожденная Бюргин) родилась в 1904 году в Гюнингене (Германия) в семье рабочего-красильщика Карла-Фридриха Бюргин и домохозяйки Эммы Бюргин. Сложно назвать страну ее рождения, поскольку город Гюнинген, в верхнем Эльзасе, в 1904 году формально относился к Франции, а гражданство у семьи было германским.

Семья Бюргин с четырьмя детьми в 1912 году переезжает в Швейцарию в город Базель, где работал отец семейства. В 1918 году Эмма закончила народную школу. В 14 лет начитается ее сложный трудовой и политический путь. Она поступает на Базельскую текстильную фабрику «Блауес-Халс». Тогда же на фабрике она вступает в Профсоюз рабочих и Союз социалистической молодежи («Freie Jugend»). Через девять месяцев ее увольняют за вербовку девушек в молодежную и профсоюзную организации. Ей предлагают остаться на фабрике, поскольку она неплохой работник, но требуют прекратить агитацию, Эмма не соглашается, и ее увольняют.

Ее послужной список и география переездов колоссальны: фабрика «Линден-Майер», типография, фабрика Рундель, переезд в город Сион, где она работает горничной в гостинице Гранд-Отель, переезд в Женеву, где она работает в обувном магазине «Вейль», затем в ресторане «Арноль». В 1921 году Эмма возвращается к родителям в Базель, работает у служащего банка домработницей, у шефа почтового отделения «Бонэт». Она принципиально не выходит на работу 1 мая, участвует в демонстрациях, на всех работах агитирует вступать в профсоюз и «Freie Jugend». И ее вновь увольняют. В 1923 году Эмма поступает прядильщицей на фабрику «Шари и Ко», затем работает на часовом заводе «Савтер».

В 1924 году семья Бюргин уезжает в Америку. Эмма же отказывается уезжать, ссорится с отцом, который давно недоволен ее политической активностью. Она остается в Швейцарии, продолжает политическую работу и вступает в Коммунистическую партию Швейцарии. С 1924 по 1927 год Эмма работает на металлургическом заводе, но вскоре ее вновь увольняют за политическую активность.

Профсоюз и товарищи поддерживают активистку. Среди товарищей - работник Центрального комитета «Freie Jugend» Эмиль Иосифович Гофмайер (Hoffmeier). В 1926 году Маргарита и Эмиль Гофмайер поженились. Как активных и надежных членов Швейцарской компартии их направляют выполнять конспиративные задания Итальянской компартии. Они увольняются и уезжают вначале в Лугано, затем в Италию, в город Паланца. Они занимаются передачей политической литературы, документов, листовок и прокламаций. На их конспиративной квартире проходят встречи и совещания, в том числе и работников Коминтерна.

В 1927 году брат Эмиля Карл Гофмайер «провалился» и попал в итальянскую тюрьму под именем Эмиль. И теперь настоящему Эмилю и его жене опасно оставаться в Италии. Они по указанию компартии уезжают во Францию, в Марсель, через два месяца - на Корсику в городок Аяччо, затем – в Ниццу.

Во время выполнения заданий несколько раз Эмма и Эмиль оказываются на грани провала, опасность их положения возрастает, и они получают предложение от Компартии Италии ехать в СССР. У Эммы есть возражения, но Эмиль настаивает на переезде в Москву.

Через Берлин и Польшу в 1928 году они приезжают в Советский Союз, где меняют фамилии. В семье давно разлад, и здесь их пути расходятся.

Эмма Гофмайер становится Маргаритой Фишер. Вначале она работает текстильщицей на фабрике «Пролетарский труд», а в 1930 году получает место архивариуса в Коминтерне, в аппарате ИККИ.

В коммунальной квартире на «Коровьем броду», ныне улица Бауманская, Эмма–Маргарита встречается с Эрнстом Шахтом, с которым она знакома с 1918 года. Вскоре они женятся.

1930-е роковые годы в СССР - самые благополучные годы ее жизни. Эмма счастливо вышла замуж, ее муж – блестящий военный летчик – по достоинству оценен: он стал первым иностранцем, которому было присуждено звание Героя Советского Союза. У нее есть работа, близкие друзья, старые и новые. В семье родились двое детей: Рита в 1934 году и Долорес (Лора) в 1938 году. Они получили квартиру на Страстном бульваре, строят дачу в Серебряном бору.

Репрессии, проходившие в стране, обошли их стороной. Но счастье оборвалось в мае 1941 года, когда был арестован Эрнст Шахт. Через месяц началась война, и Эмма с двумя детьми эвакуируется в колхоз имени Ленина в село Кологривка Ветлужского района, расположенное недалеко от города Энгельса. Но это ее не спасло: 31 июля Эмму арестовали как «врага народа» и «немецкого агента».

Она проявила невероятную стойкость: несмотря на многочисленные допросы, она не признала вину и никого не оклеветала.

13 февраля 1942 года Эрнста Шахта приговорили к высшей мере наказания по обвинению в «шпионаже в пользу Германии», «передаче немцам шпионских сведений о советском самолетостроении» и «участии в антисоветском военном заговоре». Приговор был приведен в исполнение через 10 дней – 23 февраля 1942 года. Ему было 38 лет.

Справка о прекращении дела, от 21.08.1992

Эмма, проходившая по тому же делу, что и ее муж, пережила его лишь на два с половиной месяца. 22 апреля ее также приговорили к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 15 мая 1942 года.

Детей Эммы, семилетнюю Риту и трехлетнюю Лору, после смерти родителей определили в детский дом, обеих удочерили добрые люди. Рите позже удалось найти сведения о своих родителях и сестре.

Эмма Шахт была реабилитирована в 1955 году «за отсутствием состава преступления». Подробности ее жизни, и даже полное имя стали известны родным совсем недавно.



Церемония установки таблички "Последнего адреса": видео, фото


Фото: Мария Олендская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.