Москва, Покровский бульвар, д. 14/5
На карте На карте

| 16 февраля 2020

Так называемый Второй дом Совнархоза спроектировал архитектор В.С. Мартынович в 1930 году. Он же годом ранее, в основном для именитых жильцов этого здания, разработал проект телефонной станции на Покровском бульваре.

Согласно базам «Мемориала», 26 жильцов этого дома были расстреляны в 1930-е годы по политическим мотивам. Двоим из них мы установили мемориальные знаки в октябре 2016 года. Еще две таблички появились на фасаде этого дома в сентябре 2017 года.

Сегодня к ним добавился пятый памятный знак.


Павел Семенович Борисов родился в 1892 году в Санкт-Петербурге в семье рабочего Путиловского завода. Он пошел по стопам отца: в 11 лет окончил начальное училище, а через три года – Путиловское ремесленное училище. Тогда же поступил на Путиловский завод в инструментальную мастерскую, где проработал слесарем до января 1913 года. Параллельно Борисов год учился на вечерних курсах для рабочих Лесгафта и четыре с половиной года – на вечерних политехнических курсах Товарищества инженеров.

Как писал в 1935 году в автобиографии Павел Семенович, в этот период «активного участия в революционном движении не принимал, хотя был связан как на заводе, так и в особенности по курсам с товарищами партийцами». Тем не менее в январе 1913 года Борисов был арестован и даже просидел полтора месяца в тюрьме, затем был сослан на поселение с лишением права проживания в 54 населенных пунктах. И тогда Борисов решил вступить в партию большевиков.

Но выслали Борисова недалеко, и уже в марте 1913 года он устроился слесарем-лекальщиком на работу на завод «Старый Парвиайнен» на Выборгской стороне. Там он познакомился с будущими революционерами Михаилом Калининым, Александром Правдиным, Сергеем Медведевым и другими и включился в активную партийную работу: организовывал с товарищами по партии забастовки, массовки, готовил и распространял листовки, вел кружки среди рабочих.

Борисов был одним из организаторов двухмесячной забастовки на заводе, после окончания которой его обратно на завод уже не приняли, и он в августе ушел на завод «Бис» на Васильевском острове. Но и оттуда через полтора месяца его уволили – за проведение митинга. В ноябре Борисова взяли на работу на завод «Новый Айваз», где он проработал до февраля 1914 года, когда полиция обнаружила и арестовала подпольную типографию, которую организовал Борисов с партийными товарищами.

Павлу чудом удалось избежать ареста, и он тайно выехал в Самару, где устроился на работу на Самарский трубочный завод и вошел в состав городского комитета РСДРП. В декабре Борисов все же был арестован и просидел в самарской тюрьме полгода, затем летом 1915 года его сослали в Сибирь, в село Чабышевское Бельской волости Енисейской губернии. В эти годы в Самаре и затем в ссылке он познакомился с Рыковым, Каменевым и другими видными революционерами.

Вскоре после Февральской революции Борисов вернулся в Самару, на трубный завод, где активно включился в партийную работу. Он был избран заместителем председателя заводского комитета РСДРП, а с конца 1917 года, когда председатель завкома Н. Шверник выехал в Петроград, занял этот пост.

В начале 1918 года Борисов перебрался в Петроград к Швернику для работы во Всероссийском комитете рабочих артиллерийских заводов (ВКРАЗ). До 1921 года Борисов был членом ВКРАЗ, членом Главного артиллерийского управления (ГАУ), а затем и его начальником, членом правления Центра правления артиллерийских заводов (ЦПАЗ).

В 1921 году партия бросила Борисова на борьбу по чистке своих рядов, и с августа по декабрь он был председателем Губернской комиссии по чистке партии в Твери.

Затем он полгода был членом правления Главметалла, а с августа 1922 по конец 1926 года - заместителем председателя правления треста заводов малого тока.

Борисов стоял у истоков создания Всесоюзного объединения промышленности сельскохозяйственного машиностроения (Союзсельмаш), с декабря 1929 по октябрь 1933 года был председателем правления и управляющим Союзсельмаша. А когда в октябре 1933 года Собзсельмаш был упразднен и на его месте при Наркомате тяжелой промышленности было организовано Главное управление сельскохозяйственного машиностроения (Главсельмаш), стал его начальником.

11 сентября 1937 года Борисов был исключен из партии общим собранием партийной организации Главсельмаша за «связи с врагами народа». Через четыре дня, 15 сентября, он пишет письмо на имя Сталина, Хрущева (тогдашний секретарь МГК ВКП(б)) и Ермоленко (тогдашний секретарь Куйбышевского райкома ВКП(б)), в котором просит «разобрать и проверить искренность моего заявления и восстановить меня членом ВКП(б)».

«За свое 24-летнее пребывание членом ВКП(б) я перед партией был совершенно чист, никогда не был неискренним и не лгал. И в данном случае я заверяю, что никаких личных связей с врагами народа у меня не было. Я честно работал, отдавая все свои силы, чтобы выполнить возложенные на меня Партией и Правительством обязательства»., - пишет Борисов в этом письме.

27 сентября 1937 года народный комиссар машиностроения СССР В.И. Межлаук пишет записку Сталину и Молотову (тогдашний председатель Совнаркома СССР), в котором предлагает «освободить от работы начальника Главсельмаша тов. Борисова П.С. как необеспечившего (так в оригинале. – прим. ред.) руководство Главком и человека, незаслуживающего (так в оригинале. – прим. ред.) политического доверия».

В последущие пару месяцев были арестованы многие коллеги Борисова по работе в Главсельмаше. Так, 20 сентября был арестован заместитель Борисова и главный инженер Главка Я.Б. Небылицкий (расстрелян 17 июня 1939 года по обвинению в «шпионаже и участии в контрреволюционной вредительской организации»), 2 декабря – заместитель главного инженера и начальник планово-производственного отдела Главка Л.Л. Шапс (расстрелян 19 марта 1938 года по обвинению в «участии в контрреволюционной организации»), 17 декабря – бывший заместитель Борисова в Главсельмаше Давид Маркович Карташев, который к тому моменту работал в Ростове-на-Дону директором Ростсельмаша (расстрелян 3 июня 1938 года по обвинению в «участии в троцкистско-зиновьевской террористической и диверсионно-вредительской организации; «Последний адрес» установил ему табличку в ноябре 2018 года).

Павел Семенович был арестован по прямому указанию Сталина (в сводке важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 13 декабря 1937 года напротив упоминания имени Борисова есть рукописное примечание Сталина «Борисова арестовать») перед самым Новым годом – 27 декабря 1937 года. Его обвинили в создании в Главсельмаше «антисоветской правотроцкистской диверсионно-террористической организации».

8 апреля 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Борисова к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 46 лет.

Павел Семенович Борисов был реабилитирован в 1956 году.


Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Оксана Матиевская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о 21 репрессированном, проживавшем в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака
кому-либо из этих репрессированных,
необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто
задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.