Санкт-Петербург, Лесной проспект, 61
На карте На карте

| 16 февраля 2020

Дом № 61 по Лесному проспекту называли «Домом специалистов», потому что он был предназначен для советской элиты, появившейся в 1930-е годы: «красных» директоров, главных инженеров, начальников цехов, военных начальников, ученых.

На фасаде этого дома уже висят 15 табличек «Последнего адреса», которые были установлены в октябре 2016 года, в марте, в апреле и июле 2018 года, в октябре 2019 года, в январе 2020 года.

Сегодня «Последний адрес» установил на этом доме таблички еще двум его жильцам.


Фото памятного знака Константину Уннаму
на Левашовском мемориальном кладбище
(с сайта проекта Возвращенные имена)

Константин Алексеевич Уннам родился в 1904 году в Санкт-Петербурге, по национальности – эстонец. Его семья жила в Эстонии: отец Алексей Антонович - в деревне Талила (остров Сааремаа), а брат Николай и сестры Ольга и Зинаида - в Ревеле (Таллине).

Родители Константина до 1920 года проживали в Петрограде, потом вернулись в Ревель. Согласно материалам архивного следственного дела, Константин окончил шесть классов, в 1918-1919 годах был со школой в эвакуации на Урале, оттуда миссия Американского красного креста отправила его во Владивосток, а в 1920 году на пароходе через Японию, США, Францию, Германию он был доставлен к родителям.

В 1925 году Константин нелегально перешел границу в районе Пскова, но был задержан и два месяца находился в заключении. Затем его освободили. В 1925 году он работал чернорабочим на фабрике «Красная нить». С 1926 по 1928 годы Уннам служил в РККА, был писарем штаба ЛВО. Осенью 1928 он устроился на завод «Красная заря», где проработал до мая 1931 года конторщиком личного стола, в отделе экономики труда, техником в спецотделе.

В мае 1931 года Уннама перевели на должность заместителя председателя областного бюро физкультуры, позднее он стал председателем этого бюро. В 1935 году он – ответственный инструктор президиума Облпрофсовета. С мая 1936 года до момента своего ареста – временно исполняющий обязанности директора Управления домами отдыха и санаториями Облпрофсовета. Был членом ВКП(б) в 1930-1937 годах.

Константин Уннам был футболистом. С 1925 по 1936 годы он играл в футбольной команде завода «Красная заря». 16 июня 1936 года он участвовал в чемпионате СССР по футболу - в игре с командой «Динамо» (с результатом 1:5).

На момент ареста Константин Алексеевич был женат на Зое Григорьевне Бочковой, которая работала монтажницей на заводе «Красная Заря». В семье росла дочь семи лет.

Константин Алексеевич был арестован 5 июля 1937 года. Из постановления на арест от 4 июля 1937 года следует, что Уннам являлся «участником антисоветской организации правых и ведет активную контрреволюционную деятельность». На допросе 5 июля он отрицал предъявленные ему обвинения, заявив: «никогда контрреволюционной деятельностью не занимался и соучастников не имею».

Следующий допрос состоялся 16 сентября 1937 года. Константин Алексеевич продолжал отстаивать свою невиновность: «Повторяю и категорически заявляю, что в антисоветской организации правых не состоял и никакой контрреволюционной деятельности не проводил». Он опровергал показания, которые давали на него другие арестованные, ко времени допроса уже расстрелянные: Петр Николаевич Кольцов (управделами Леноблпрофсовета, арестован 19 июня, расстрелян 6 сентября 1937 года), Федор Степанович Кокешко (бывший секретарь Ленолбпрофсовета, арестован 6 апреля, расстрелян 6 сентября 1937 года), Татьяна Сергеевна Ермолаева (бывший зав. отделом санаторно-курортного управления Леноблпрофсовета, арестована 16 июня, расстреляна 9 сентября 1937 года), Александр Васильевич Розанов (член президиума и Ликвидкома Леноблпрофсовета, арестован 14 июля, расстрелян 6 сентября 1937 года).

Тем не менее 28 ноября в отношении Уннама было составлено и утверждено заключение по обвинению в преступлениях по статьям 58-8 и 58-11 УК СССР. Согласно обвинению, Уннам К.А.:

«1. Являлся участником антисоветской диверсионно-вредительской террористической организации правых в Ленинграде.
2. В 1935 году установил связь с участниками организации и вошел в состав террористической группы правых в Облпрофсовете.
3. В 1935-36 годах принимал участие в нелегальных совещаниях участников в Петергофе, по заданию правых в 1935 году срывал работу Областного бюро физкультуры и в 1936 году срывал работу Управления домами отдыха и санаториями».

Виновным себя он не признал. Подписал заключение начальник 4-го управления госбезопасности УНКВД ЛО Георгий Карпов (с 25 апреля по 29 июля 1937 года заместитель, с 29 июля 1937 года по 9 мая 1938 года начальник 4-го управления ГБ УНКВД ЛО, с сентября 1943 года по февраль 1960 года – председатель Совета по делам РПЦ).

29 ноября 1937 года на закрытом судебном совещании Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Константина Алексеевича к высшей мере наказания с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. В тот же день он был расстрелян. Ему было 33 года.

Его жена Зоя Григорьевна Бочкова, как член семьи изменника Родины, была осуждена на восемь лет лагерей.

Константин Алексеевич Уннам был реабилитирован в 1957 году.

(Биографическая статья составлена по материалам архивного следственного дела П – 24240, хранящегося в УФСБ РФ по СПб и ЛО. Фотографии памятного знака Константину Уннаму на Левашовском мемориальном кладбище взяты с сайта проекта Возвращенные имена).


Иван Иванович Савин родился в 1902 году в Таганроге, там же жили его ближайшие родственники – брат Василий Иванович и сестра Ефросинья Ивановна. На момент ареста Иван Иванович был женат на 39-летней домохозяйке Галине Никифоровне, в семье росла дочь Лариса.

Из архивного следственного дела известно, что в 1920 году Иван Савин нелегально перешел границу из Румынии (Бессарабии). Уже в СССР он окончил два курса Политехнического института и Военно-воздушную академию имени Жуковского в Москве, куда поступил в 1929 году, по профессии – инженер-механик.

В 1935 году по распоряжению Наркомтяжпрома он был направлен в Ленинград на работу в Научно-исследовательский институт № 9 Наркомоборонпрома, где работал инженером до увольнения в ноябре 1937 года. С 1924 по 1937 годы Иван Савин состоял членом ВКП(б), откуда был исключен за «нелегальный переход границы и сокрытие этого факта при поступлении на работу».

Ивана Ивановича арестовали 10 февраля 1938 года и обвинили в «шпионаже в пользу румынской разведки». На допросе 22 февраля он дал «показания» о своей «деятельности»: в Кишиневе проводил подпольную работу, расклеивая листовки. Был арестован румынской полицией и после двух месяцев нахождения в тюрьме завербован румынской разведкой. «Тот же полицейский заявил мне, что я буду переброшен в СССР, где должен буду поступить в партию, закончить высшее образование, а когда понадобится румынской разведке, со мною будет установлена связь». В НИИ № 9 он якобы познакомился с зав. жилгородком Отто Вильгельмовичем Грамсом, который якобы работал по заданию разведывательных органов Польши. (Отто Вильгельмович Грамс, был арестован 27 июля 1927 года, расстрелян 10 декабря 1937 года).

Из обвинительного заключения, составленного в апреле 1938 года, следует, что обвинялся Савин в следующем: «Будучи в Румынии в 1920 году, был завербован сотрудником румынской охранки (фамилии не называет), по заданию которого нелегально прибыл в СССР для шпионской деятельности. В 1935 году установил связь с агентом польской разведки Грамс О.В., от которого получил задание по шпионской работе. Собрал и передал польской разведке через Грамс следующие шпионские сведения: материалы об изготовлении в НИИ № 9 ракет для поражения противника авиации в воздухе; данные о ходе работ по установлению ночной воздушной проволочной сети для самолетов; данные о результатах опытных работ по снижению самолетов противника, остановке автомобилей и поражению живых организмов средствами УКВ и ДЦВ».

Следственное дело на основании приказа НКВД № 00485 («Об операции по репрессированию членов Польской организации войсковой в СССР» от 11 августа 1938 года) было направлено в НКВД СССР. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 12 июня 1938 года Савин был приговорен к расстрелу, расстрелян 28 июня 1938 года. Ему было 36 лет.

В 1958 году дело Савина было пересмотрено Военным трибуналом ЛВО и прекращено за отсутствием состава преступления. Справка о реабилитации Савина Ивана Ивановича от 15 мая 1958 года была направлена жене Галине Никифоровне, которая на тот момент жила в городе Фрунзе.

(Биографическая статья составлена по материалам архивного следственного дела П – 24240, хранящегося в УФСБ РФ, и архивного следственного дела П – 33422, хранящегося в УФСБ по СПб и ЛО).

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото

Фото: Сергей Струков



***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения еще о двадцати двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. 
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.