Санкт-Петербург, Лесной проспект, 61
На карте На карте

| 17 июля 2022

Дом № 61 по Лесному проспекту называли «Домом специалистов», потому что он был предназначен для советской элиты, появившейся в 1930-е годы: «красных» директоров, главных инженеров, начальников цехов, военных начальников, ученых.

На фасаде этого дома уже висят 25 табличек «Последнего адреса», которые были установлены в октябре 2016 года, в марте, в апреле и июле 2018 года, в октябре 2019 года, в январе и феврале 2020 года, в марте и декабре 2021 года.

Сегодня на этом доме установлены еще четыре таблички «Последнего адреса»: Леониду Аптекарю, Николаю Луневу, Виктору Магазинеру, Георгию Гобару. Все четверо занимали ответственные должности на ленинградских оборонных предприятиях, были членами ВКП(б) с более чем 10-летним стажем и несмотря на это были арестованы в августе-ноябре 1937 года и вскоре расстреляны.

Леонид Миронович Аптекарь родился в 1903 году в Уфе, окончил Томский Технологический институт, вступил в партию в 1925 году. Перед арестом он работал заместителем технического директора машиностроительного завода «Красный Октябрь».

Леонид Миронович был арестован 19 августа 1937 года по обвинению в совершении преступлений по статьям 58-7 (вредительство), 58-8 (терроризм), 58-9 (диверсии), 58-11 (контрреволюционная деятельность).

По меркам Большого террора следствие велось довольно долго. 17 января 1938 года Комиссия НКВД и Прокурора СССР приговорила Аптекаря к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 января 1938 года. Ему было 35 лет.

Леонид Миронович Аптекарь был реабилитирован в 1958 году «за отсутствием состава преступления».

Николай Иванович Лунев родился в 1887 году в селе Изволь Извольской волости Алексинского уезда Тульской губернии. Он окончил Петербургский электротехнический институт и к моменту ареста работал начальником лаборатории НИИ-9. Был членом партии с 1917 года.

Номерное НИИ-9 с подчинением Наркомтяжпрому было организовано осенью 1935 года после объединения Ленинградского электрофизического института с Радиоэкспериментальным институтом. Научным руководителем НИИ-9 был М.А. Бонч-Бруевич.

Николай Иванович был арестован 4 октября 1937 года по обвинению в «шпионаже и участии в террористической контрреволюционной организации». Уже через 10 дней, 14 октября 1937 года, он был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 20 октября 1937 года. Ему было 50 лет.

Николай Иванович Лунев был реабилитирован в 1956 году.

Расстрельный список от 3 февраля 1938 года

Виктор Григорьевич Магазинер родился в 1902 году в Мариуполе (по другим данным – в Могилеве). Его отец Григорий Львович (Гирш Лейбов) был купцом. Он умер в 1936 году, за год до ареста сына. Мать Ревекка Абрамовна умерла в 1953 году и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. В семье, кроме Виктора, были сын Александр и дочери Ева и Екатерина.

Виктор Григорьевич окончил Ленинградский политехнический институт. К своим 35 годам он уже занимал должность главного инженера завода «Большевик». С 1919 года он был членом ВКП(б), откуда был исключен в 1937 году.

10 сентября 1937 года был арестован старший брат Виктора, Александр Магазинер. По обвинению в участии в «контрреволюционной правотроцкистской организации в Воронежской области» он был расстрелян 10 января 1938 года.

Вскоре после брата, 23 октября 1937 года, был арестован и Виктор Григорьевич. Его обвиняли в «участии в контрреволюционной группе, занимающейся подрывом государственной собственности».

Имя Виктора Магазинера включено в так называемые cталинские расстрельные списки. Список лиц, подлежащих осуждению по первой категории в Ленинградской области от 3 февраля 1938 года, был утвержден подписями Сталина, Молотова, Кагановича и Ворошилова. 26 февраля 1938 года Виктор Магазинер был приговорен к расстрелу и расстрелян на следующий день, 27 февраля.

Виктор Григорьевич Магазинер был реабилитирован в 1956 году «за отсутствием состава преступления».

Георгий Георгиевич Гобар родился в 1900 году в Санкт-Петербурге в семье дворянки Елены Федоровны Изыльметьевой и Георгия Генриховича Гобара, уроженца Франции, принявшего российское подданство в конце XIX века. Георгий Генрихович был преподавателем французского языка в учебных заведениях Петербурга. В семье родилось четверо детей. Все они стали военными инженерами и конструкторами, и всех их ждал арест и расстрел в годы Большого террора.

В 1916 году Георгий Георгиевич окончил Первое Петроградское реальное училище, после чего поступил на электромеханическое отделение Политехнического института. Но уже в феврале 1917 года он подал прошение о переводе в Константиновское артиллерийское училище. Есть данные, что он учился также в Горном институте и окончил Военно-морскую академию РККА.

В марте-декабре 1917 года Георгий Гобар служил прапорщиком. В 1920 году вступил в ВКП(б).

К моменту ареста Гобар работал начальником конструкторского бюро по снарядам Наркомата тяжелой промышленности.

В 1926 году Георгий Георгиевич женился на Ксении Всеволодовне Колышкиной. У них родились две дочери: в 1927 году – Инна, а в 1936-м – Марина. Вот как они описывают аресты членов семьи: «Семью отца – сестру Лидию, братьев Сергея и Федора – арестовали 22 сентября 1937 года. В тот же день, или ночь, арестовали семью Колышкиных: братьев нашей матери Вадима и Анатолия и сестру матери с мужем, Василием Систоненом. Еще раньше арестовали отца нашей матери, Всеволода Федоровича Колышкина.
А нашего отца арестовали позднее. Нашей маме было сказано, что ее муж выслан на Колыму, 10 лет без права переписки. В феврале 1938 года нас, двух девочек, выслали вместе с матерью в город Стерлитамак, в Башкирию. С нами поехал и наш двоюродный 10-летний брат Георгий, которого оставили сидеть на лестнице у запечатанной квартиры после ареста родителей, Нины и Василия Систонен. Родителей нашего отца, Елену Федоровну и Георгия Генриховича, выслали в Полтаву, где они умерли от голода и болезней. Так пропала вся наша семья».

Георгий Георгиевич был арестован 2 ноября 1937 года по обвинению в том, что он как дворянин и бывший офицер царской армии якобы являлся членом Российского общевоинского союза (РОВС) и по заданию германской разведки «занимался террористической и шпионско-диверсионной деятельностью». 11 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу и расстрелян 20 декабря того же года. Ему было 37 лет.

Родственники Гобара, арестованные 22 сентября 1937 года, были обвинены в том, что являлись «финскими шпионами», их расстреляли 18 января 1938 года.

Георгий Георгиевич Гобар был реабилитирован в 1989 году.

При подготовке статьи использованы архивные материалы и данные из следующих источников:

Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото

Фото: Сергей Струков

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.