Экскурсии по табличкам «Последнего адреса»

| 05 февраля 2023


5 февраля в Москве состоялась экскурсия, посвященная 85-й годовщине со дня латышского расстрела.

30 ноября 1937 года была издана директива НКВД (приказ № 49990), направленная против латышской диаспоры на территории СССР. С этого момента аресты латышей стали носить массовый характер. Репрессии касались, в первую очередь, политэмигрантов и перебежчиков из Латвии, активистов латышских клубов и обществ. Почти в полном составе были истреблены бывшие «латышские стрелки». Всего по «латышской линии» в годы Большого террора было осуждено 21 300 человек, из них 16 575 приговорены к расстрелу. Только 3 февраля 1938 года на полигоне «Коммунарка» в Бутово были убиты 229 латышей, в том числе почти в полном составе труппа национального латышского театра «Скатувэ».

Участники экскурсии прошли по местам вокруг Чистых прудов, где установлены памятные знаки «Последнего адреса» латышам, ставшим жертвами Большого террора, и поговорили о латышской и других национальных операциях НКВД. Начали у одного из первых домов, где в 2015 году были установлены памятные знаки «Последнего адреса» – знаменитого дома со львом на Мясницкой, 15. В числе погибших жителей этого дома был и Вилис Форстман, актер и режиссер театра «Скатувэ», практически вся труппа которого была расстреляна в 1938 году.

Остановились у комплекса зданий Московской академии живописи, ваяния и зодчества, поговорили о его истории и, в частности, о знаменитом периоде ВХУТЕМАСа, когда здесь преподавал художник Рудольф-Алексанр Древин, подошли к дому № 15, строение 8, где он жил с семьей, а теперь на стене есть табличка его памяти.

Рядом, по другую сторону бульварного кольца, в Костинском переулке, на здании компрании «ЛУКОЙЛ», табличка гласит «Здесь был дом, где жил Бруно Маркевич...». Дом не сохранился, но память об еще одной загубленной жизни жива, во многом благодаря стараниям муниципальных депутатов Красносельского района Ильи Яшина и Алексея Горинова, которые активно помогли в переговорах с руководством «ЛУКОЙЛа».

Заглянули в Большой Харитоньевский, к конструктивистскому дому архитектора Валентина Дубовского, где установлены два знака, один из них – Николаю Петровичу Рунге, еще одному латышу, ставшему жертвой национальной операции НКВД.

Отсюда пошли по улице Жуковского, к дому № 4, где во время ремонта пропала табличка Рудольфу-Герману Берзину – к сожалению, иногда так случается, и мы ее обязательно восстановим.

На Чистопрудном бульваре сразу на нескольких домах висят знаки «Последнего адреса». Здесь мы поговорили о том, как они встраиваются в городскую среду, как жители их принимают или не принимают, как идут переговоры, увидели воочию и следы вандализма, и трогательную заботу. Заодно освоили самый простой способ очистки.

Конечный пункт нашей экскурсии - дом кооператива «Военный строитель», расположенный на пересечении Покровки и Потаповского переулка, дом-рекордсмен, там установлены 23 таблички, причем инициатива сохранить память обо всех репрессированных жильцах исходила от нынешних жителей этого дома. Среди 23 погибших в годы террора пятеро латышей: Кирилл ЯнсонЯн Матисовиоч Жигур и Марта Августовна Нейман,  Анна Андреевна Черневская (Крастынь)Эрнест Фрицевич Аппога

Это была третья экскурсия по табличкам «Последнего адреса», которую провела наш коллега Оксана Матиевская. Первые две были по маршруту между Остоженкой и Пречистенкой. Мы планируем и дальше проводить такие экскурсии, следите за анонсами на сайте «Последнего адреса» и в соцсетях.

Дом по адресу Мясницкая, 15. Фото: Иван Мусинский



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.