Санкт-Петербург, Лесной проспект, 61
На карте На карте

| 19 марта 2023

Дом № 61 по Лесному проспекту называли «Домом специалистов», потому что он был предназначен для советской элиты, появившейся в 1930-е годы: «красных» директоров, главных инженеров, начальников цехов, военных начальников, ученых.

На фасаде этого дома уже висит 31 табличка «Последнего адреса». Установки проходили в октябре 2016 года, в марте, в апреле и июле 2018 года, в октябре 2019 года, в январе и феврале 2020 года, в марте и декабре 2021 года, в июле и сентябре 2022 года.

Сегодня на этом доме установлены очередные три таблички «Последнего адреса».

Эрнест Вольдемарович Лацис родился в 1891 году в деревне Скултес Валкского уезда Лифляндской губернии. У него было среднее образование: он окончил подготовительное отделение Академии социалистического земледелия (образована в 1931 году). С 1917 года он был членом ВКП(б), откуда его исключили в 1937 году.

По данным книги памяти «Ленинградский мартиролог», Эрнест Лацис занимал должность управляющего Леноблконторой «Заготлён». По данным же архива УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на момент ареста он работал портным артели «Объединенный швейник».

30 ноября 1937 года НКВД СССР разослал по регионам шифротелеграмму № 49990 о проведении операции по репрессированию латышей. Почти половина всех репрессированных по «латышской операции» (более 12 тысяч человек) были арестованы сразу после начала операции, в декабре 1937 года. В их числе был и Эрнест Лацис.

Его задержали 11 декабря 1937 года по обвинению в «шпионаже» (ст. 58-6 УК РСФСР). Очевидно, что основанием для репрессии в его случае стала национальность: он был латышом. Его судьбу решала «двойка» - комиссия НКВД и Прокуратуры СССР. 17 января 1938 года она приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 22 января 1938 года. Ему было 47 лет.

Эрнест Вольдемарович Лацис реабилитирован в 1957 году.

Иван Николаевич Алексеев родился в 1902 году в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградский технологический институт. Перед арестом он работал заместителем главного инженера Государственного механического завода им. Карла Либкнехта (№ 77).

В последний день 1936 года, 31 декабря, он был арестован в Ленинграде, его обвиняли по статьям 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР («подрыв государственной собственности, участие в террористической, контрреволюционной организации»).

В апреле 1937 года Сталин, Ворошилов, Каганович, Жданов и Молотов утвердили очередной «расстрельный список» с именами 145 человек из Ленинграда. В самом начале этого списка, под номером четыре – фамилия Ивана Николаевича Алексеева. На той же, первой, странице списка есть и фамилия его соседа по дому, Якова Абрамовича Виленского, главного инженера завода «Двигатель» («Последний адрес» установил ему табличку 11 сентября 2022 года).

8 мая 1937 года уже вынесенное Сталиным решение было оформлено в виде приговора выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР. На следующий день, 9 мая 1937 Иван Николаевич Алексеев был расстрелян в Ленинграде. Ему было 35 лет.

Иван Николаевич Алексеев был реабилитирован 60 с лишним лет спустя после казни – в 1999 году.

Сергей Федорович Васильев родился в 1898 году в городе Опочка Псковской губернии. Его отец, Федор Алексеевич Васильев (1871-1942), был литератором, коллекционером живописи, учителем русского языка и словесности народных училищ, мать, Мария Михайловна Васильева (1872-1939), была учительницей.

Федор Алексеевич работал учителем в разных городах, семья часто переезжала, поэтому Сергей Федорович начал учиться в школе в Благовещенске, там же поступил в гимназию, а после учился в гимназиях в Семипалатинске и Тобольске. В 1916 году он поступил в Томский технологический институт на химическое отделение.

О становлении своей политической позиции Сергей Федорович писал в автобиографии в 1922 году: «В Томске в 1916 г. вступил в организацию партии С.Р., (партия социал-революционеров, эсеров. – прим. ред.) в которой работал до мая 1917 г., примыкая к левому циммервальдскому крылу. В период Керенщины занимался исключительно политической работой.

С отколом левого крыла партии С.Р. я переехал в Харьков, где работал в редакции местного лево-эсеровского органа. Затем по постановлению Краевого К-та партии был переброшен в Саратов, где был членом ред. коллегии партийной газеты «Знамя Революции».

Встав в оппозицию «антибрестской» позиции лево-эсеровского Ц.К., в 1918 г. после Мирбаховщины, я вместе с группой товарищей <...> перешел в Р.К.П.

Посланный ЦКРКП в Саратов, я работал там в газетах и журналах в качестве редактора или члена ред. коллегии и вел лекционную работу. В 1919 г. добровольцем уехал на деникинский фронт, где вел политическую работу в действующих частях. Демобилизованный в 1920 г., я был назначен Секретарем Кавказского Краевого Комитета РКП (Кавбюро ЦК) и редактором его органа. В 1920 г. с переездом Северо-Кавказского Ревкома в Ростов н/Д. и реорганизацией его в Ревсовтрударм Юго-Востока, я редактировал его орган «Советский Юг», пока в 1921 г. не был мобилизован в Кавбюро в Грузию, где тоже вел гл. об. газетную работу».

Эту автобиографию он подавал при поступлении в Институт Красной профессуры в Москве, где учился в 1922-1925 годах, одновременно преподавая в Военной академии. В 1923 году Васильев примыкал к троцкистской оппозиции, за что был 1924 году исключен из партии, а затем восстановлен Центральной контрольной комиссией.

С 1925 года Сергей Федорович преподавал в Московском университете, а затем в Бакинском университете, где был проректором. В 1933 году он переехал в Ленинград, занял должность заместителя директора Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) и по совместительству был профессором и заведующим кафедрой исторического и диалектического материализма в Ленинградском индустриальном институте (ЛИИ). Васильев – автор и редактор книг по истории науки и философии.

В январе 1935 года Сергей Федорович получил строгий партийный выговор за «недостаточную бдительность к классово враждебным элементам». 27 января 1935 года директор ФТИ академик Иоффе подписал приказ об увольнении Васильева. Несмотря на то, что политические проблемы у Васильева возникли уже в начале 1935 года, в декабре этого года он был утвержден в ученой степени доктора наук без защиты диссертации.

30 мая 1936 года Сергей Федорович был арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной троцкистско-зиновьевской организации в ЛО АН СССР».

19 августа 1936 года Васильева отчислили из состава профессоров ЛИИ «за невозможностью использования», а 23 августа исключили из ВКП(б) как «врага народа».

23 декабря 1936 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР приговорила его по ст.ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к 10 годам тюремного заключения с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Васильев был направлен в Соловецкую тюрьму особого назначения.

В августе 1937 года нарком Ежов разослал начальникам тюрем особого назначения приказ: «С 25 августа начать и в двухмесячный срок закончить операцию по репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов из числа содержащихся в тюрьмах». Приказ устанавливал лимиты для расстрелов, самый большой из них – 1200 человек – был для Соловецкой тюрьмы. Согласно этому приказу, никакого дополнительного следствия проводить не требовалось: основанием для приговора к расстрелу служила справка начальника тюрьмы, составленная на основе первоначального приговора и агентурных сведений.

10 октября 1937 года Особая тройка УНКВД Ленинградской области приговорила Васильева к высшей мере наказания. Ни ему, ни другим заключенным не сообщили об этом. Не позднее 21 октября 1937 года этап из 1111 заключенных, приговоренных к казни, был на баржах переправлен с Соловков в Кемь (Карельская АСС), а оттуда – в следственный изолятор Белбалтлага в Медвежьегорске.

Из материалов уголовного дела, которое впоследствии было заведено на сотрудников НКВД, известно, что происходило с осужденными к расстрелу перед казнью. В изоляторе сверяли их установочные данные, затем связывали и группами по 50-60 человек везли в грузовиках к месту расстрела за 16 км от Медвежьей Горы, в лесное урочище, позднее получившее название Сандормох. Там их по одному выводили из машины, сталкивали в заранее вырытые ямы, где их расстреливали сотрудники НКВД Матвеев, Алафер, Шондыш и Бондаренко. За ночь расстрельщикам удавалось произвести до четырех таких рейсов. Сами они впоследствии говорили, что некоторых заключенных, которые шумели или не подчинялись требованиям, забивали до смерти еще в изоляторе или в машине и привозили в лес уже мертвыми.

Расстрелы проводились 27 октября, а также с 1 по 4 ноября 1937 года. Сергей Федорович Васильев был расстрелян в последний день, 4 ноября 1937 года. Можно только предполагать, что он пережил в эти дни, не зная своего приговора, но наверняка уже догадываясь о нем.

Сергей Федорович Васильев реабилитирован в 1956 году. В октябре 1958 года ЛИИ выплатил его сыну компенсацию в размере двух месячных окладов отца. В 1988 году решением бюро обкома КПСС С.Ф. Васильев был реабилитирован в партийном порядке и восстановлен в партии.

Жена Сергея Федоровича, Антонина Васильевна Васильева, по постановлению Комиссии УНКВД Ленинградской области от 26 июня 1937 года была выслана из Ленинграда и погибла на лесоповале под Архангельском.

Детский альбом Сергея Васильева, из семейного архива

Табличка с именем Сергея Федоровича Васильева установлена по инициативе Елены Поваровой, исследовательницы жизни и творчества его отца Ф.А. Васильева. При подготовке публикации использовались материалы статьи Е.А. Поваровой «Федор Алексеевич Васильев – автор путеводителя «Пушкинские уголки Псковской губернии» и исследователь творчества Ф. К. Сологуба» (опубликована в «Материалы историко-краеведческих чтений 2021 года г. Опочка»).

Фотографии предоставлены Е.А. Поваровой.

Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото

Фото: Сергей Струков

К сожалению, в конце августа 2023 года, все 34 таблички, установленные на этом доме, были демонтированы управляющей компанией по жалобе неизвестного и последующему распоряжению администрации Выборгского района. Жители дома выступают за возвращение табличек. "Последний адрес" надеется, что таблички удастся вернуть на место.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.